Психолог онлайн по эмоциям, кризисам и отношениям — Виктор Лиотвейзен
[здесь перечислены некоторые незаметные манипуляции, манипулятивные тактики и список манипуляции, который поможет разоблачить манипулятора]
Широкое определение манипулирования — это попытка получить что-то, кроме прямой просьбы. Однако этот термин чаще всего используется для описания ситуации, в которой кто-то в конечном итоге делает то, что на самом деле не хочет делать, потому что кто-то затруднил альтернативы.
Всегда есть ситуации, в которых человеку приходится выбирать между двумя нежелательными альтернативами. Однако при манипулировании именно активные усилия другого человека искусственно сводят два варианта вместе, и именно это несправедливо по отношению к цели.
Следующие виды поведения есть в оскорбительных, агрессивных и пассивно-агрессивных отношениях. В сочетании с фактически более сильным или угрожающим поведением манипуляторы могут усилить контроль над почти любыми отношениями.
Умение распознавать манипуляции и манипулятивное насилие (в том числе умение узнавать цикл насилия) дает понимание аспектов контроля.
Манипуляторы (психопаты, нарциссы, социопаты и истероиды) предпочитают злоупотреблять доверием окружающих людей для усиления собственной стратегии контроля и эксплуатации.
У большинства людей есть привычка вести себя любезно при случайном общении. Однако, когда это явно преувеличено, это должно создать чувство долга или вины и заблокировать формат поведения «конфронтация», поскольку это сделало бы конфронтатора явно «нехорошим человеком».
Умение слушать и нормально общаться, особенно во время конфликта, в значительной степени зависит от того, что сказал другой человек.
Однако контролирующая привычка заключается в том, чтобы отказываться признать «ответ» и «понимание» со стороны другого человека.
Каждый хочет чувствовать себя хорошо в отношениях и в гармонии с окружающими.
Функция «молчания» заключается в том, чтобы держать собеседника в напряжении относительно того, что произойдет дальше, и неуверенности в том, «что он сделал что-то правильно или неправильно».
Из-за этого другие люди не могут заниматься своими делами, но и не могут решить проблему. Обычно они заканчивают тем, что пытаются угодить молчаливому человеку любым возможным способом, просто чтобы все могло вернуться «в нормальное русло».
Это включает ожидание действий от другого человека, пока другие люди не угадают, чего они хотят.
У этой манипуляции есть двойное преимущество: получение того, что хочет манипулятор, и возможность правдоподобно отрицать, что он вообще этого хотел.
Это делает почти невозможным рассмотрение уместности желаемого, но давление жертва манипулятора все равно ощущает.
Манипулятор старается навязать мышление типа «или у нас все должно быть хорошо или вообще никак» или другую форму мышления из крайности в крайность, что является когнитивным искажением.
В межличностном контексте такая форма манипуляции используется для блокирования содержательного обсуждения.
Черно-белое мышление представляет манипулятора героем на белом коне или жертвой.
По факту для манипулятора или манипуляционных групп это нужно для корректировки чужого поведения.
У нормального человека существует почти инстинктивное желание отвечать на вопросы, поэтому задавание вопросов, обычно кажется безобидной формой, но является мощным ситуационным, извлекающим, проблемным и направляющим инструментом контроля над ситуацией.
Тот, кто задает вопросы, контролирует ситуацию.
Этому учат сотрудников правоохранительных органов полиции, продавцов, маркетологов и руководителей.
Задавать вопросы, когда манипулятор уже знает ответ, работает так же.
Иногда интриган намеренно выбирает вопросы, которые смущают или выставляют собеседника в дурном свете.
Нормально и естественно обращать внимание на того, кто говорит.
Что бы ни говорил человек, его будет трудно игнорировать, особенно лицом к лицу.
Также существует социальная норма типа, что, если не слушать говорящего — это «грубость».
Однако человек, который много говорит, удерживает внимание на себе, удерживает их от других задач и собственных потребностей и, что наиболее важно, удерживает людей от спокойного осознания своего собственного состояния, зачастую таким образом нарушая их личные границы.
Контрольным признаком является то, что манипулятор, если необходимо, будет противоречить своему предыдущему мнению, чтобы избежать согласия.
Часто вместо явного несогласия манипулятор говорит, что не понимает говорящего.
Это встречается чаще всего, когда человек не хочет слышать, что ему говорят. Это может быть попыткой быть вежливым, но часто это способ дискредитировать говорящего. Это аргумент ad hominem (логическая ошибка), который подразумевает, что говорящий бессвязен или мыслит неорганизованно.
Трюизмы — это общие утверждения о жизни, которые трудно оспорить, а по факту — это догматы-убеждения.
Большинство людей используют их для обобщения или закрепления опыта.
Использование трюизмов делают диалог будто бы более разумным и «близким».
Существует группа трюизмов, которые часто используются именно тогда, когда требуется «авторитетное мнение» (здесь советую вам также ознакомиться с понятием «ложный авторитет«).
Примеры: «Все мы люди», «Каждый заслуживает второго шанса», «Не бей лежачего», «Власть — от бога», «Царь хороший, бояре — плохие».
Все эти прописные истины применимы к установке авторитетности. В условиях власти и контроля это всего лишь попытки жить для манипулятора более безответственно.
Социальные нормы глубоко укоренились в вере большинства нормальных людей.
Если кто-то всегда напоминает другим об их обязательствах в соответствии с социальными нормами («не будь эгоистом» и т. д.), часто упускается из виду, что этот кто-то сам не следует тем же нормам, что является примером использования двойных стандартов.
Даже когда это несоответствие замечено, все равно трудно не следовать норме.
Здесь контролирующий человек просит манипулируемого что-то сделать для него, говоря, что он будто бы не может сделать это сам (следует отличать от синдрома выученной беспомощности).
Но все, что делает жертва, подвергается критике как неадекватное, небрежное или недальновидное.
Затем жертва, чувствуя себя преданной и виноватой, отчаянно пытается угодить контролирующему человеку.
Для жертв манипулятора важно напомнить английскую пословицу: «Нищие не выбирают» или русскую «Даренному коню в зубы не смотрят».
Если человеку действительно нужна помощь, он не имеет права критиковать любые добросовестные усилия.
Манипулятор оспаривает или исправляет кого-либо по пунктам, не относящимся к основной мысли или теме.
По факту — это просто грубая борьба за власть и не преслудет собой цель что-либо решить.
Примеры: почти любые политические дебаты, слова государственных и политических деятелей и организаций, все СМИ.
Вполне естественно желать добиться успеха в любой поставленной задаче, и получение вызова может быть захватывающим.
Однако эти человеческие качества можно использовать для злых целей. Сначала дается разумная задача. Если оно выполнено, вместо подтверждения успеха дается новое задание, более сложное задание, как будто эту задачу необходимо для того, чтобы первая задача стало реальным достижением.
Цель манипулятора может стремиться угодить манипулятору так, что потеряет ориентиры в том, что разумно, а что нет.
В этой уловке делается простая, возможно, лестная просьба, на которую почти наверняка ответ «да». Затем производится все больше и больше просьб, но каждая чуть более требовательная или менее приятная, чем предыдущая.
(Скажите спасибо «гениям» типа Чалдини, Грина, Макиавелли и другим болванам, которые решили распиарить когнитивные и поведенческие ошибки нормальных людей)
Жертвы манипуляторов, как правило, заходят дальше, соглашаясь на неблагоприятную просьбу, чем если бы их попросили вначале.
Эта манипуляция может закрепиться даже после одного или двух сказанных «да».
При принуждении используется сила или угроза причинения реального вреда, чтобы заставить кого-либо сделать то, что другой человек делать не хочет.
При манипулировании обычно убеждения или представление жертвы о самом себе используются против его личного интереса или реального желания. Манипуляция может сработать, даже когда цель понимает, что происходит, но прямо сказать «нет» не может.
В этом смысле манипуляция не является непобедимой и сама по себе не может представлять собой злоупотребление. Однако, как и другие формы незаметных манипуляции, манипулирование полезно понимать, потому что ни один контролирующий человек не может не использовать его всего лишь один раз.
Манипулятор обещает туманную помощь или выгоду в будущем, а затем просит о чем-то конкретном и существенном в настоящем.
Большинство нормальных людей считают, что они должны ответить взаимностью, и могут, к сожалению, упустить из виду, что на самом деле здесь нет никакого обмена.
Манипулятор просто идет вперед к своей цели и делает то, на что, как он знает, цель не согласится.
Это основано на поговорке, что проще получить прощение, чем разрешение. Это возлагает на жертву манипуляции бремя делать что-то и это что-то будет «очень тяжелым».
Манипулятор выводит что-то тревожное (как в новостных заголовках), а потом спрашивает что-то постороннее.
Тревога заставляет людей хотеть действовать. Если нет очевидных действий — скажем, из-за отсутствия реальной угрозы — слегка встревоженный человек будет более восприимчив к предложениям.
Манипулятор делает кому-то комплимент, а потом что-то просит.
Это достаточно распространенное явление, и большинство людей это замечают, но, тем не менее, это работает, потому что большинство людей чувствуют, что они чем-то обязаны за комплимент, даже, как ни странно, за комплимент, который, как они знают, неискренний.
Манипулятор поднимает вопрос о том, в чем другой человек чувствует себя виноватым, а затем о чем-либо просит или запрашивает.
Даже если вина не связана с манипулятором, жертва склонна чувствовать себя обязанной и смущенной, и давать то, что просят, потому что он или она чувствует, что «должны».
Манипулятор подразумевает, что ему что-то нужно, но никогда не просит об этом.
Большинство манипуляторов понимают, что это более действенно, чем на самом деле спрашивать. Если бы они просто спросили, могла бы последовать дискуссия или переговоры, в которых цель просит что-то взамен и рассматривает достоинства просьбы. Не спрашивая, мы прерываем этот возможный разговор, но все же оставляем цель, что естественно для людей, желающих помочь.
Манипулятор называет цель эгоистичной.
Большинство жертв имеют представление о бескорыстии, что является недостижимой идеей, поэтому они очень уязвимы для этого слова, даже если уже существует огромный дисбаланс в отношениях в пользу манипулятора.
Манипулятор просит что-то, что, как они знают, цель не хочет давать перед группой присутствующих людей.
Существует общественная норма не допускать, чтобы конфликт был публичным, поэтому в этой ситуации сложнее сказать «нет».
Манипулятор настаивает на том, что человек пообещал, чтобы цель связана моральными обязательствами.
Во-первых, передумать — фундаментальная человеческая прерогатива, независимо от наличия новой информации или дополнительного времени для размышлений.
Во-вторых, обещание вообще имеет моральный аспект только в том случае, если кто-то получил что-то конкретное за обещание в первую очередь, что на самом деле является противоположностью этой манипуляции.
Сначала согласовывается соглашение, которое устраивает обе стороны. В этом процессе стало ясно, что есть что-то, с чем цель не согласится.
Через некоторое время манипулирующая сторона связывается с целью с «проблемой» и просит внести изменения в соглашение, чтобы справиться с трудностью. Поскольку цель хочет быть разумной, а хорошие люди всегда хотят, чтобы соглашения и планы работали, а изменение кажется небольшим, цель соглашается.
Через короткое время цели сообщается о другой трудности, и разрешается еще один шаг. В конце концов, цель соглашается на то, на что она не согласилась бы сразу. Возможно, манипулятор никогда не собирался выполнять первоначальное соглашение, но хотел, чтобы цель почувствовала себя преданной и потеряла бдительность
Противоядие от манипуляции включает:
На текущий момент здесь приведены некоторые манипуляции, список не полный, но будет постепенно дополняться на текущей или новой странице. Надеюсь, материал был вам полезен.