Психолог онлайн по эмоциям, кризисам и отношениям — Виктор Лиотвейзен

Дневник эмоций, чувств и мыслей в психологии/психотерапии

ЕГО СУТЬ, МЕТОД выполнения и особенности влияния

Оглавление

I. Введение

Краткое содержание прошлой части: на примере из практики, мы рассмотрели неуместные и уместные эмоции и разницу между ними. Вы познакомились с шестью наиболее известными признаками неуместных эмоций.

Здесь мы рассмотрим простое упражнение по психологии эмоций и их определению, а также его полное описание, цели и эффект для Вас и самого психотерапевтического процесса.

II. Зачем вести дневник эмоций и чувств?

Читатель может задаться вопросом — «Какой в этом смысл, если я и так понимаю, что чувствую?». Однако обратите внимание, что ощущение, что вы знаете, и само знание отличаются.

Чувство знания ≠  Знание.

— Как такое возможно? — спросите вы

Здесь присутствует когнитивное искажение «Эмоциональное обоснование«, которое мешает реалистично и объективно смотреть на свое состояние. Иными словами, вы думаете: «я так чувствую, значит так и есть», — а это не является ни логичным, ни разумным, а также не отражает действительность.

Это значит, что ваши ощущения в каждый момент времени могут отличаться от истинного «субъективно-объективного» состояния.

Именно поэтому ведение дневника эмоций и чувств  позволит вам отразить ваши ощущения, чувства и мысли. Тогда само описание приблизит вас к знанию и пониманию. К тому же, да, вы увидите, насколько отличается ощущение эмоций, от эмоций и описания их.

III. Как вести дневник эмоций и чувств?

Заведите дневник, блокнот. Разделите его на три колонки/три строчки.

Каждый раз, когда вы испытываете грусть, печаль, отчаяние, раздражение, злобу, ненависть, ревность, уныние, апатию и другое множество вариативных эмоций вы будете заполнять три колонки.

III.1. ПЕРВАЯ  КОЛОНКА «СИТУАЦИЯ»

Здесь вы будете описывать обстоятельства, ситуацию, а может мысли и слова (и свои, и чужие), которые привели оказали в состояние. Чем подробнее вы заполните, тем лучше.

Пример 1.1:

Правильно: «Когда я был в магазине, один мужчина не заметил меня, но очень сильно наступил мне ногу, этого не заметил, и очень сильно задел меня плечом, когда шел в сторону кассы. Как, блин, можно быть таким кособоким. Урод».

Неправильно: «Наступили на ногу. Ай».

Пример 2.1:

Правильно: «Мы с парнем договорились, что он будет стараться отвечать быстрее на мои сообщения. Сегодня я написала ему в Инстаграм, но до конца учебы мне он не ответил. Он совсем меня не любит, по ходу разлюбил. А может у него есть другая. Ну почему всегда так со мной. Может нам надо расстаться?»

Неправильно: «Мой парень игнорирует меня».

Пример 3.1:

Правильно: «Ничего особого не произошло, но что-то внезапно я вспомнила слова своего бывшего мужа, который сказал мне, когда мы расставались, что я уродина».

Неправильно: «Я уродина».

Пишите подробнее, чтобы и вы, и ваш психотерапевт могли лучше разобраться в своей ситуации в деталях. Больше информации дает возможность быстрее и лучше понять ситуацию. Находите баланс между краткостью и излишними подробностями. При этом на начальных этапах вы имеете право писать максимально подробно.

Какие ситуации записывать?

Все, которые вызывают негативный, апатичный или отрицательный эмоциональный отклик. Например, ваша девушка ведет себя как ребенок, и вас это раздражает.

А что важно записывать?

Не следует отделять ситуации по важности, т.к. психотерапевтический процесс (например, КПТ, РЭПТ) затрагивает все сферы вашей деятельности. Определяя, что важно, а что нет, вы уменьшайте эффективность психотерапии.

III.2. Вторая колонка «Эмоции»

В этой колонке вы будете описывать эмоции, которые вы испытали. Эмоции и мысли взаимосвязаны, поэтому нет ничего страшного, если вы опишите и немного мыслей. Опишите свои чувства и ощущения подробно, употребляя выражения, какие вы привыкли. Профессиональный психолог сам спросит, в случае чего у вас, что вы именно хотели сказать.

Пример 1.2:

Правильно: «Мне стало невыносимо стыдно, что я не смогла ничего сделать. Просто ужасно, когда люди так себя ведут. Поведение этого мужчины меня просто бесит».

Неправильно: «Неприятно, что так случилось».

Пример 2.2:

Правильно: «Это просто невыносимо, когда твой парень тебя игнорирует. Мне ужасно плохо. Мне тоскливо. Наверное, опять наступит депрессия«.

Неправильно: «Грустненько(«.

Пример 3.2:

Правильно: «Я себя так ужасно чувствую, я ощущаю себя уродиной. Я некрасивая. Мне стыдно, что я такая. Я — неудачница».

Неправильно: «Хочу сдохнуть».

Пишите подробнее о своих эмоция. Вы можете свои мысли, в этом нет ничего страшного. Чувства очень гибки, поэтому описываете их так, как считаете нужным, чтобы вы могли передать своё эмоциональное состояние через текст.

III.3. Третья Колонка «Мысли»

Теперь вы будете описывать мысли, которые пронеслись у вас в голове, вовремя ситуации. Здесь нет правильного или неправильного описания мыслей. Пишите всё, что приходит в голову.

Пример 1.3:

Правильно: «Какая же трусиха. Какой же он хамло. Зачем надо было так себя вести?»

— Правильно: «Этот идиот не мог нормально пройти или хотя бы извиниться? Как можно быть таким косоногим? Я ничтожество, что не ответила ему сразу.

Правильно: «Надо было дать ответочку. Нельзя быть такой терпилой»

Пример 2.3:

Правильно: «Он меня бросит. Сто процентов. У него есть кто-то еще. Он меня специально игнорирует».

Правильно: «Как же мне плохо. Что я делаю не так? Почему я веду себя нормально, а он так ко мне относиться. Наверное, дело во мне».

Правильно: «Надо его бросить за такое поведение. Я больше этого не вынесу. Нельзя так позволять с собой обращаться».

Пример 3.3:

Правильно: «Я уродина».

Правильно: «Отстой, это надо было еще вспомнить бывшего. Неужели я еще люблю его. Нельзя так думать».

Правильно: «Все настроение сама себе испортила. Просто великолепно. Надо будет выпить, чтобы успокоиться»

Вы можете писать мысли как угодно. Пишите подробно. Пишите своим языком. Если вы работаете с психологом или психотерапевтом, помните, что ему важно видеть ваши эмоции и чувства, а не обращать внимание на маты, ругательства, плохие слова, орфографические и пунктуационные ошибки. Ничего из этого не будет препятствовать вашей психотерапии.

IV. образец дневника эмоций и мыслей

Ниже представлен примеры ведения дневника эмоций и мыслей:

пример дневника эмоций и мыслей в строчку

Обратите внимание, что записи «Эмоции и мыслей» сделаны не раздельно — это не является нарушением, так как человек описал и то, и другое.

Разберем еще один пример:

пример дневника чувств

Обратите внимание молодой человек пишет в разной последовательности «Эмоции» и «Мыслей» — это не является нарушением. Он также сохраняет структуру.

V. Дневник эмоций и чувств поможет чувствовать себя лучше

Дневник эмоций и чувств позволит вам лучше понимать какие эмоции и чувства вы испытывайте в тот или иной момент времени. Например, вы сможете воспитать в себе категорический императив Канта или понять, почему золотое правило морали и нравственности не всегда работает.

Дневник позволит избежать ложной памяти. Вы будете лучше понимать себя, свое восприятия и те события, которые вас могут волновать.

Для психолога-психотерапевта, с которым вы работаете, изучение вашего письма, манеры речи, семантики слов, вашего понимания этих слов позволит лучше понять ваше эмоциональное состояние, отслеживать его и, конечно, выбрать необходимое направление психотерапии для лучшего лечения.

Если нужна помощь

Вы можете записаться напрямую к специалисту. У специалиста Виктора Лиотвейзена может быть проведена единоразовая консультация у психолога онлайн, или проведена более глубокая работы — когнитивно-поведенческая терапия или рационально-эмоционально-поведенческая терапия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Вы можете также ознакомится с понятием автоматических мыслей.

Если появились вопросы по материалу — можете попробовать задать вопрос психологу онлайн.

Подписывайся в ВК и Telegram →

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x