Психолог онлайн по эмоциям, кризисам и отношениям — Виктор Лиотвейзен
Когда Герой обращается ко мне, обычно, я прошу рассказать его ситуацию, ведь выбрать правильный подход и метод работы с Героем — это то, что определяет весь процесс психотерапии.
Рассказ Героя сопровождается вариативными комментариями к той или иной ситуации или события, они бывает — личные, «объективные», «правильное», «неправильное» (слова в кавычках — это наиболее часто употребляемые самими Героями. У вас бывает такое, когда вы рассказываете историю и говорите вроде: «Ну, он повёл себя по-свински, хотя «объективно«, я вижу, что логика у его поступка была»).
Психологу — важно уметь слушать и слышать, а также обращать внимание на очевидные и неочевидные элементы разговора. Так как Герой может молчать, задумываться, упоминать вскользь, приукрашивать, преуменьшать важность, не сообщать о чем-то и говорить об этом, то мне необходимо все фиксировать, запоминать и делать пометки.
Я задаю вопросы, чтобы узнать о самом Герое, о ситуации, о людях с кем он взаимодействует, их отношениях, чтобы лучше узнать и понять нового человека. Мне важно полностью погрузиться в его живой индивидуальный мир. Это потрясающе. Общаясь с новым человеком стараться увидеть мир его глазами. Это не кино и не книга, а, как бы это банально ни звучало, красочный взгляд на жизнь, на самого человека, его родных и близких, друзей и недругов, детей и родителей, незнакомцев, с которыми этот человек единожды встретился и множество других героев в его истории.
Есть два ключевых момента, которые определяют эффективность психотерапии на протяжении всего процесса. Это — доверие и открытость. Обе эти характеристики очень важны, ведь без открытости — будет меньше информации, понимания и человеческого диалога. Без доверия — нет человечности. Когда Герои умеют доверять, это очень облегчает и общение, и занятие.
Бывает, что Герой не готов быть открытым со мной, всё же, в его глазах я незнакомый человек. Поэтому я задаю вопросы, записываю, спрашиваю, уточняю события, снова спрашиваю. Я все это делаю искренне. Мне это интересно, я хочу знать, я хочу понять Героя. Ну, и да, я стараюсь помимо этого, вовлечь Героя в разговор.
Теперь, мы можем переходить к основной теме самой статьи «Уместные и неуместные эмоции», а для того, чтобы было понятнее, что это такое и в чем между ними разница, я буду приводить пример из собственной практики. Начинаем.
Героиня обратилась ко мне, как к детскому психологу, по поводу своего ребенку, однако, я ей сообщил, что для более корректной работы с её ребенком сначала необходимо работать вначале с родителем.
Началась встреча. Она рассказывала о том, что время от времени срывается на своего ребенка. Она сообщила, что кричит и ругается, когда ребенок её не слушается. Я обратился к ней с вопросами, как это происходит и что она чувствует во время этого «срыва» и после него. Она сообщила, что сначала она испытывает раздражение, затем злобу, близкую к слепой ярости («У меня будто отключается мой внутренний регулятор»), затем через несколько минут она остывает, а затем в течение долгого времени испытывает стыд и вину за этот поступок, а мысль, что она «плохая мать» её вгоняют в депрессию, тоску и беспомощность.
Я начал диалог по эмоциям так:
— Эмоции бывают уместные, которые соответствуют ситуации, и неуместные, которые не соответствуют. Чтобы вы лучше понимали разницу, а не верили мне на слово я буду приводить простые ситуации с разной степенью подробностей, а вы мне будете говорить свое мнение. Хорошо?
— Да, конечно. — согласилась Героиня.
— Например, если мы с Вами будем переходить дорогу, и нас чуть было не собьет машина, то мы что испытаем?
— Испугаемся, — уверенно отвечает Героиня, — нам будет страшно. Я бы, наверное, даже пару ласковых слов крикнула в сторону водителя.
— Верно. Мы испытаем страх, который имеет явную причину. В данном случае эмоция страха будет уместной.
— Понимаю.
— Теперь представьте, что мы с Вами решили перебежать через автомагистраль, где нет пешеходных переходов, но есть автомобили, которые периодически на большой скорости проносятся. Мы готовимся перебежать в любой момент. Скажите, что мы будем испытывать?
— Тревогу.
— Как вы считаете, это будет уместная эмоция или неуместная?
Героиня задумалась.
— Это будет уместная эмоция.
— Хорошо, а почему?
— Потому что естественно испытывать тревогу в таком случае. Ведь, если тревоги не будет, мы можем не посмотреть вовремя по сторонам из-за беспечности, и, вероятность попасть под колеса машины будет выше.
— А чего мы не сможем достичь, если нас собьет авто? — спрашиваю я.
— Ну, другой стороны дороги.
— А другими словами?
Героиня не отвечает. Я подсказываю:
— Цели. Мы не сможем достичь цели.
— Окей, да, поняла.
— Теперь, представьте, что мы с Вами хотим перейти обычную дорогу в городе, где есть светофор, где есть пешеходная дорога, где есть обычные водители. Мы подходим и начинаем тревожиться так, что в нашей голове проносятся множество разных мыслей: «А если сейчас вылетит машина? Наверное надо быстрее переходить. Надо лучше смотреть по сторонам — налево, направо, налево, направо и на всякий случай наверх«. Загорается зеленый сигнал светофора. Однако один водитель чуть-чуть заезжает на зебру, но расстояние от него до нас велико, а скорость его автомобиля мала. Мы думаем: «Лишь бы не ускорился«, а начинаем ускоряться, на всякий случай, хотя обычно мы так не делаем. Мы будем испытывать краткую, но интенсивную тревожность. Итак, вопрос. Это уместная или неуместная эмоция?
— Хм. Мне надо подумать. — героиня замолкла.
Незачем спешить и подгонять собеседника. Быстрый ответ не всегда верен.
Она продолжила:
— Мне кажется, что в таком случае эмоция будет неуместная, потому что эта тревога — лишняя. Эмоция эта мне знакома, но я считаю, что она неправильная.
— Неправильная?
— Ну, да. Здесь тревога излишняя. Она мешает. Мешает спокойно перейти дорогу.
— И достичь цели?
— Да, достичь цели перейти дорогу.
— Да, вы правильно определили, что такое неуместные и уместные эмоции на простых примерах.
Затем я перешел с этой аналогии к обсуждению её эмоций, когда Героиня раздражалась на своего ребенка. Испытывать чувство злости и раздражения во время поступка, и чувства раскаяния и тревоги после него — естественно, вначале, когда она «пробует» или испытывает непродолжительное время, но, абсолютно неуместно, когда автоматическое поведение загоняет в бесконечный цикл «злость — раскаяние — тревога — спокойствие», и к тому же мешает ей достичь её цели того, что она хочет по отношению к ребенку — стремления быть хорошей мамой. , в данном случае избавив себя и его от своей импульсивности в конкретном контексте.
Уместные эмоции чаще всего не приводят нас ни к плохому настроению, ни к расстройству, ни к депрессии, ни к тревоге, ни к хронической скуке но неуместные эмоции могут быть незаметны для самого человека, поэтому он может не отличить уместные эмоции от неуместных из-за привычного и автоматического поведения или мыслей.
Неуместные эмоции обладают следующими признаками в порядке приоритета:
1. Мешает чувствовать себя спокойно.
2. Вгоняет в стресс и стрессовые состояния.
3. Мешает достигать цели.
4. Повторяемость (зацикленность, цикличность).
5. Не позволяет чувствовать себя собой.
6. Асинхронность соотношения действия и эмоций.
7. Много эмоциональных затрат.
Слово «уместный» обозначает соответствующий обстановке. Так как оценить эту уместность? Лучше всего с точки зрения справедливого отношения. Справедливое отношение к себе — это значит с уважением и чуткостью обращаться со своими эмоциями.
Чувств и эмоций всегда много, но в силах Героя научиться относиться к себе мягко и доброжелательно. Нужно уметь направлять свои мысли и действия в такое русло, чтобы уменьшить интенсивность одних эмоций и увеличить других.
Например, уменьшив продолжительность и интенсивность той же тревоги, вы можете не стать еще счастливее, но вы станете менее тревожным, а значит, соотношение отрицательных/обычных/позитивных эмоций измениться в приятную для вас сторону. Важно не только находить баланс, но и использовать творческий подход.
А как определить, что уместно или неуместно в обычных ситуациях? Например, если Герой наступил в магазине на ногу тому, кто ранее сильно толкнул его тележку. Чувство раздражения, которое появляется, — это уместно или неуместно?
Дать ответ «Да» или «Нет» — непросто. Зависит от многих факторов, как моральный облик Героя, воспитание, личные предпочтения, симпатии/антипатии, внутреннее желание, контролируемые/некотонтролируемые эмоции и поступки, особенности восприятия, характера, навыки, желание пробовать что-то новое и многое, многое другое.
Стоит стремиться лучше понимать себя и свои чувства. Для этого вы можете посмотреть упражнение «Дневник эмоций и чувств». Это позволит вам отделять и затем прорабатывать чувства и ощущения, правильно переживать эмоции. После того как вы это научитесь, мы сможем перейти к проработке своих эмоций и чувств на более глубоком уровне.
Однако когнитивные искажения (например, поспешные выводы) автоматические мысли, автоматическое поведение, устоявшиеся паттерны, сложности восприятия, эмоциональная нестабильность, несогласованность эмоций и другие факторы может помешать делать это правильно при самостоятельной работе, поэтому обратится за помощью к наставнику было бы уместно в рамках занятия по психотерапии, психологической помощи или консультации с психологом.
Конечно! Но важно качество чувств. Испытывая сильное раздражение и неудовольствие, когда что-то идет не так, вы можете мотивировать вас на разочарование. С другой стороны, чувство гнева часто приводит к тлеющему тушеному мясу, когда вы, скорее всего, вообще не будете предпринимать никаких действий или действовать импульсивно и самоубийственно.
Небольшое беспокойство или некоторая степень беспокойства по поводу встречи с боссом могут добавить волнение, которое повышает производительность; чрезмерная тревога, однако, может помешать мышлению и действиям. В то время как REBT пытается минимизировать изнурительные эмоции, это не означает, что нездорово испытывать острые чувства печали или неудовольствия, когда вы испытываете несчастье.