Психолог онлайн по эмоциям, кризисам и отношениям — Виктор Лиотвейзен
[Категорический императив Канта: поступай так, как хочешь, чтобы поступали другие]
Принцип категорического императива Канта находит свое логичное применение в психологии, а именно в рамках проведения когнитивно-поведенческой терапии, рационально-эмоционально-поведенческой терапии, а также в контексте терапии по отношениям.
Категорический императив — это моральный принцип, который означает, что вы должны «действовать только в соответствии с той максимой, посредством которой вы можете в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом», что означает, что вы должны действовать определенным образом только в том случае, если вы желая, чтобы все остальные поступали так же.
Например, когда дело доходит до отношений, категорический императив означает, что вы должны избегать грубости по отношению к людям, если только вы не хотите, чтобы все грубили друг другу.
Категорический императив был предложен немецким философом Иммануилом Кантом в его книге 1785 года «Основы метафизики морали». Там Кант утверждает, что категорический императив является моральным принципом, который является абсолютным, а это означает, что ему должны следовать все разумные существа и что следование ему следует рассматривать как самоцель.
Категорический императив — один из самых известных моральных принципов, которые когда-либо были сформулированы, и может быть полезен в различных контекстах, поэтому важно его понять. Таким образом, в следующей статье вы узнаете больше о категорическом императиве и о понятиях, связанных с ним, и увидите, как вы можете использовать его на практике.
Примером категорического императива является то, что вы не должны давать обещание, которое собираетесь нарушить позже, если только вы не хотите, чтобы все остальные сделали то же самое.
Другие примеры использования категорического императива появляются в различных областях. Например:
Кроме того, ниже приводится всеобъемлющий пример категорического императива, который показывает, как его можно реализовать, и объясняет его обоснование, предложенное самим Кантом:
«Когда я в затруднительном положении, могу ли я дать обещание с намерением его не сдержать? … Я спрашиваю себя: удовлетворился бы я этим, если бы моя максима (избавить себя от смущения посредством лживого обещания) была бы действительна как всеобщий закон (как для меня, так и для других), и смог бы я сказать себе, что кто-нибудь может давать ложное обещание, когда он оказывается в затруднительном положении, из которого он не может выйти никаким другим способом? Затем я вскоре осознаю, что могу желать лжи, но вовсе не универсального закона лжи; ибо в соответствии с таким законом, собственно, не было бы никаких обещаний, потому что было бы бессмысленно объявлять мою волю в отношении моих будущих действий тем, кто не поверил бы этому признанию, или, если бы они сделали это опрометчиво, кто заплатил бы мне обратно в той же монете; поэтому моя максима, как только она станет всеобщим законом, разрушит сама себя. Таким образом, мне не нужна хорошо осведомленная проницательность, чтобы знать, что я должен сделать, чтобы сделать мою волю морально доброй. Неопытный в отношении хода мира, неспособный быть готовым ко всем событиям, которые могут в нем произойти, я спрашиваю себя только: можешь ли ты также желать, чтобы твоя максима стала всеобщим законом? Если же нет, то это предосудительно, и это не ради какой-либо грозящей вам или кому-либо другой невыгоды, а потому, что это не может в принципе вписаться в возможное всеобщее законодательство…»
- Из книги Иммануила Канта 1785 года «Основы метафизики морали»
Наконец, важным понятием, иллюстрирующим ценность категорического императива, является трагедия общего достояния. Это описывает явление, при котором коллективные действия отдельных лиц, каждый из которых действует независимо и в личных интересах, в конечном итоге наносят ущерб им всем, как правило, из-за истощения или порчи общего ресурса (к похожим последствиям приводит так называемый крабовый менталитет).
Типичный пример этого происходит в случаях коммерческой ловли рыбы, когда каждый человек пытается поймать как можно больше рыбы, и, таким образом, они в конечном итоге истощают всю популяцию рыб. Здесь реализация категорического императива может решить эту проблему, потому что побуждает людей учитывать последствия своих действий, когда они совершаются в коллективном масштабе.
Чтобы реализовать категорический императив, используйте метод рефлексии и спросите себя: «Готов ли я, чтобы все остальные поступали так же?» прежде чем действовать определенным образом, а затем основывайте свои действия на ответе на этот вопрос. Кроме того, чтобы помочь себе сделать это правильно, вы можете сделать несколько дополнительных вещей, таких как:
Вы можете обнаружить, что другие методы также помогают вам усвоить и реализовать категорический императив. Например, вам может помочь представление об этом принципе как о том, что вы устанавливаете для себя те же стандарты, что и для других (т. е. избегаете двойных стандартов в отношении себя и других ).
В качестве альтернативы вам может быть полезно подумать о том, как категорический императив связан с другими моральными принципами, такими как золотое правило и принцип милосердия, как в целом, так и в конкретных ситуациях.
Кроме того, обратите внимание, что хотя категорический императив в основном используется при рассмотрении будущих действий, его также можно использовать при оценке ваших прошлых действий. Это может быть полезно, например, если вы хотите оценить, были ли ваши прошлые действия правильными или неправильными с моральной точки зрения, и когда нужно решить, что вы хотите изменить в себе как в личности.
В некоторых случаях может быть полезно побудить других людей использовать категорический императив. Для этого можно использовать любую комбинацию следующих приемов:
Кант представил три основные формулировки категорического императива и включил дополнительный вариант для первой и третьей формулировок, чтобы сделать их более наглядными и легкими в применении, поэтому всего существует пять формулировок категорического императива. Эти формулировки включают:
Наиболее известной из этих формулировок является первый вариант первой формулировки, известной как Формула Универсального Закона.
Тем не менее, может быть полезно рассматривать эти формулировки вместе, направляя свои действия. Как говорит Кант:
«…в нравственном суждении лучше всегда действовать строго по методу и брать за основу всеобщую формулу категорического императива: поступать согласно той максиме, которая может в то же время превратиться во всеобщий закон... Но если хотят в то же время получить доступ к нравственному закону, то очень полезно совершить одно и то же действие через три названных понятия и таким образом, насколько это возможно, приблизить действие к созерцанию».
- Из книги Иммануила Канта 1785 года «Основы метафизики морали»
В отношении категорического императива высказывались различные критические замечания , включая возражения против концепции категорического императива в целом, а также вопросы, которые поднимались в отношении некоторых его аспектов. Эти критические замечания включают следующее:
Дополнительная критика категорического императива также была предложена другими философами, такими как Джон Стюарт Милль и Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Однако в отношении этих критических замечаний следует отметить два важных момента.
Во-первых, многие из этих критических замечаний сами подвергались критике и опровергались различными способами.
Во-вторых, несмотря на эти различные критические замечания, часто соглашаются , что категорический императив, тем не менее, имеет определенную ценность как руководящий моральный принцип.
С практической точки зрения это означает, что, хотя категорический императив может быть полезной концепцией для реализации, вы должны использовать ее с осторожностью и вниманием, как правило, принимая во внимание другие важные соображения.
Золотое правило — это моральный принцип, который означает, что вы должны относиться к другим так же, как вы хотите, чтобы относились к вам. Этот принцип, который играет заметную роль во многих философиях и религиях, существенно предшествует работам Канта и также похож на категорический императив, поэтому обычная критика категорического императива заключается в том, что это то же самое, что и золотое правило.
Однако, хотя золотое правило и категорический императив похожи, эти два моральных принципа отличаются друг от друга, поскольку золотое правило гласит, что вы должны относиться к другим так, как вы хотите , чтобы относились к вам , тогда как категорический императив утверждает, что вы должны поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали все остальные.
Таким образом, эти два принципа могут привести к разным результатам. Например, категорический императив может направить вас не бросать мусор на улицу, если вы не хотите, чтобы другие делали то же самое, тогда как золотое правило не будет играть никакой роли в этой ситуации, так как ваше поведение не направлено на другой человек.
Сам Кант обратился к различию между двумя принципами и упомянул три основных возражения против золотого правила как морального принципа: что оно не устанавливает обязанностей по отношению к себе, что оно зависит от личных вкусов или желаний и что оно не утверждает обязанности, по отношению к которым человек строго обязан.
Тем не менее, может быть полезно использовать золотое правило в сочетании с категорическим императивом, например, в тех случаях, когда оно помогает более эффективно направлять действия людей, поскольку побуждает их к большему сочувствию.
Когда дело доходит до понимания категорического императива, полезно понять разницу между гипотетическими и категорическими императивами, основываясь на работе Канта:
Таким образом, разница между гипотетическими и категорическими императивами заключается в том, что гипотетический императив зависит от некоторого условия, а категорический императив — нет. Это означает, что гипотетические императивы следует соблюдать только в том случае, если вы хотите достичь какой-то конкретной цели, тогда как категорическим императивам следует подчиняться всегда, независимо от ваших целей. Например: «Не воруй, если хочешь не попасть в тюрьму» — это гипотетический императив, а «не воруй» — категорический императив.
Как утверждает сам Кант:
«Теперь все императивы повелевают либо гипотетически , либо категорически . Первые представляют собой практическую необходимость возможного действия как средства достижения чего-то еще, чего желают (или чего возможно пожелать). Категорический императив был бы императивом, который представляет действие как объективно необходимое для самого себя, без какой-либо ссылки на другую цель.
Так как всякий практический закон представляет возможное действие как хорошее и, следовательно, как необходимое для субъекта, практически определяемого разумом, то все императивы суть формулы определения действия, необходимого по принципу воли, которая в чем-то хороша. . Теперь, если действие было хорошим просто как средство для чего-то другого , тогда императив гипотетичен ; если оно представлено как хорошее само по себе , а потому необходимое, как принцип воли, в воле, которая сама по себе согласуется с разумом, то оно категорично.
Таким образом, императив говорит, какое действие, возможное благодаря мне, было бы хорошим, и представляет собой практическое правило по отношению к воле, которая не совершает действия непосредственно потому, что оно хорошо, отчасти потому, что субъект не всегда знает, что оно хорошо, в отчасти потому, что если бы оно знало это, то его максимы все же противоречили бы объективным принципам практического разума».- Из книги Иммануила Канта 1785 года «Основы метафизики морали»
Обратите внимание, что когда Кант предложил концепцию гипотетического и категорического императивов, он утверждал, что существует только один категорический императив:
«Наконец, есть один императив, который, не будучи основанным на какой-либо другой цели, которая должна быть достигнута посредством определенного образа поведения как своего условия, непосредственно повелевает этому поведению. Этот императив категоричен. Дело не в сущности действия и в том, что из него вытекает, а в форме и принципе, из которого оно вытекает; и то, что по существу хорошо в нем, состоит в расположении, каким бы ни был результат. Этот императив можно назвать императивом морали …
Категорический императив, таким образом, только один, а именно такой: поступай только в соответствии с той максимой, посредством которой ты можешь в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом».
В своем обсуждении категорического императива Кант проводит различие между несколькими типами обязанностей.
Во-первых, Кант проводит различие между совершенными и несовершенными обязанностями. Проще говоря , совершенная обязанность — это обязанность, которой необходимо следовать, поскольку она «не допускает никаких исключений в интересах склонности», в то время как несовершенная обязанность допускает некоторую свободу действий, поскольку «закон не может точно указать, каким образом человек должен действовать и как». многое предстоит сделать».
Кроме того, Кант также проводит различие между положительными и отрицательными обязанностями. Проще говоря , положительный долг — это действие, которое следует выполнять, например развивать талант, а отрицательный долг — это действие, которого следует избегать, например воровство.
Наконец, Кант также проводит различие между обязанностями, которые мы имеем по отношению к себе , и обязанностями, которые мы имеем по отношению к другим .
Философские взгляды Канта заключены в философской теории, называемой кантианством . Кантианская этика в целом и категорический императив в частности являются деонтологическими , то есть они основаны на идее о том , что действия могут быть правильными или неправильными по своей сути (или, альтернативно, допустимыми, обязательными или запрещенными), основанными на некоторых правилах, независимо от их последствия.
Деонтологию часто противопоставляют консеквенциализму, который предполагает, что мораль действий определяется их последствиями, так что действия являются морально правильными, если их последствия более благоприятны, чем неблагоприятны. Кроме того , деонтологию часто противопоставляют утилитаризму, который является типом консеквенциализма, который предполагает, что действия являются морально правильными , если их последствия более благоприятны, чем неблагоприятны для всех , а это означает, что действия должны быть направлены на создание наибольшего количества благ для наибольшего числа людей.
И деонтология, и консеквенциализм являются типами нормативной этики , то есть этики, которая занимается определением того, какие действия являются правильными, а какие неправильными, или какие действия следует разрешать, а какие следует запрещать.