Психолог онлайн по эмоциям, кризисам и отношениям — Виктор Лиотвейзен
[когнитивно-поведенческая терапия простыми словами, Что это, какие особенности, достоинства, недостатки и что лечат]
Когнитивно-поведенческая терапия это форма психотерапии, суть процесса которой состоит в изменении мыслительного процесса и поведения человека с деструктивного и неуместного состояния на здоровое.
Под деструктивным и неуместным состоянием в зависимости от индивидуального контекста понимается следующее: тревога, депрессия, скука, апатия, навязчивые мысли, негативный/отрицательный эмоциональный фон (плохое настроение), паника, панические атаки, вина, стыд, страх, ревность и другие негативные эмоционально и мыслительно затратные переживания, в том числе те, которые возникают под влиянием когнитивных искажений.
Когнитивно-поведенческая терапия является в некоторой степени современным продолжением стоицизма, так как оба направления имеют общую идею об эмоциональных и душевных переживаниях: «Человек испытывает эмоции не потому что события, внутренние или внешние, с ним случаются, а потому что он думает о событии».
Задача психолога или психотерапевта когнитивно-поведенческой терапии состоит в том, чтобы точно определить варианты возникновения неуместных эмоций и неуместного поведения клиента и помочь ему их изменить.
При этом специалисту важно учитывать личностные характеристики человека и обстановку, время и место, а также любые факты реальной действительности в прошлом и настоящем для более точной интерпретации данных и оказания целевой помощи.
Основателем когнитивно-поведенческой терапии является Аарон Бэк. В то же время Альберт Эллис независимо основал похожую терапию — рационально-эмоционально-поведенческую. Оба направления психотерапии являются взаимодополняющими и релевантными друг другу.
В когнитивно-поведенческой терапии идёт работа по двум направлениям:
В когнитивно-поведенческой терапии считается, что при должной осознанности над процессом формирования, обработки и вывода мыслей и поведения, можно изменить самоощущение человека, направив его с деструктивных (с точки зрения нормы) привычных паттернов на здоровый лад.
Основной тезис при работе с когнициями: «Мы испытываем эмоции не из-за событий, которые с нами происходят, а из-за того, что мы думаем о событиях».
Звучит просто? Возможно.
Пример №1:
Событие: Идет дождь
Мысли: «Какая отвратительная погода».
Эмоции: Расстроен из-за погоды.
Комментарий: Вроде всё просто. Действительно, есть событие, а есть мысли, которые влияют.
Пример №2:
Событие: Знакомый коллега на работе некрасиво высказался о том, как я выгляжу.
Мысли: «Да кто тебя спрашивал, козлина ты такая. Зачем ты мне это сказал? Хотя, с другой стороны, он же сказал мне это в лицо. Значит, честно. Но меня это расстраивает. Почему меня это расстраивает? Я всегда выгляжу хорошо. Ну или стараюсь. А может я плохо стараюсь? Блин. Нафиг вообще надо было приходить сюда, такой клушей быть…»
Эмоции: Обида, злость, разочарование, смятение… что-то настроение упало.
Комментарий: События или мысли повлияли на настроение? Как понять, когда на первый взгляд все, что здесь написано, важно?
Так перед специалистом и человеком в рамках когнитивно-поведенческой терапии появляются новые вопросы:
1) Что является событием для конкретного человека?
2) Какие явные мысли повлияли на человека?
3) Какие неявные или несказанные/ненаписанные мысли повлияли на человека?
4) Как правильно узнать у человека его мысли из множества?
5) Может ли событие влиять на человека больше, чем его мысли об этом? (упрощенный пример: если человека покусала собака, а он после укуса боится и находится в панике от собаки, то ответ, что повлияло на настроение человека, очевиден)
6) Действительно ли только то, что думает человек, является условием, влияющим на его поведение?
7) Какие у него мета-мысли? (так называются мысли о мыслях, где событием является то, о чем человек подумал первоначально)
и другие.
А так как любой человек не может полностью осознать себя и свои мысли, то психотерапевт КПТ также является и наблюдателем, который обязан объективнее понять, проанализировать, сделать дифференциальный диагноз, выявить догматы, интерпретировать и сделать выводы о мыслительных и поведенческих образах действий человека, с которым он работает, а затем выбрать правильный формат работы (от методов и упражнений (например, ведение дневника эмоций и мыслей) до формы диалога с клиентом).
Я дам вам свой оценочный субъективный взгляд как психолога-психотерапевта на этот вид психотерапии. При этом хотел бы заметить, здесь перечислены особенности только КПТ, т. е. когда специалист использует только одно направление и по нему работает. Поэтому добавлю немного комментариев, так как я предпочитаю использовать несколько теорий и форм работы, чтобы дать дополнительные ответы и решения человеку, с которым работаю.
Достоинства когнитивно-поведенческой терапии:
— долгосрочный и положительный эффект;
— после работы с психологом когнитивной терапией можно будет заниматься самостоятельно (не знаю, как у других, я даю инструменты, методики и помогаю с освоением материалов и практики);
— создание у клиента новых паттернов поведения (при условии, что: 1) специалист учит, обучает, проверяет; 2) клиент готов учится, обучаться и выполнять рекомендации);
— корректировка мышления на (позитивно-)реалистичный лад (при условии, что психолог использует и другие подходы (например, гуманистическую, глубинную, экзистенциальную психологии и похожие));
— уменьшение неуместных эмоций и чувств (+ специалист оказывает человеку помощь в определении этих эмоций);
— снижение когнитивного диссонанса (приятный предсказуемый эффект психотерапии);
— выше осознанность вследствие снижения привычного «автоматического поведения» (вне зависимости от того, использует ли специалист теорию принятия и ответственности);
— захотите жить и радоваться (когда явной подзадачей специалиста является купирование деструктивных и болезненных течений в личности человека, то деликатное направление психологом человека в сторону увеличения внимания (разговором ли, методиками ли, упражнениями ли) к его жизни даёт предсказуемый результат в таком виде);
— индивидуально-системный подход;
— понятные упражнения (когда психолог говорит ясно, понятно и слушает обратную связь от клиента, то и работа над психическим и психологическим здоровьем идёт легче);
— диалог со специалистом приветствуется.
Недостатки когнитивно-поведенческой терапии:
— директивность специалиста может отпугивать (звучит угрожающе, но в КПТ и РЭПТ это обязательное условие для хорошей терапии. В том плане, что диалог есть, общение есть, вопросы задавать можно. Но в отличии от той же клиент-центрированной терапии или гештальт-терапии в КПТ ключевая цель — двигаться в сторону улучшений, а не уходить в выполнение условностей. Иначе будете уходить от цели и откладывать результат на потом);
— требуется хорошая внутренняя моральная этика со стороны специалиста (без комментариев);
— требуется дисциплина со стороны клиента для достижения результата (а со стороны психолога-психотерапевта КПТ — план работы и задач);
— приятный эффект от терапии достигается не сразу (в среднем с 5-7 сессии);
— тяжело думать при выполнении некоторых упражнений (по отзывам, так сказало около 60-70% людей из выборки в 950-970 человек);
— первое время не уделяется эмоциям (а уделяется мыслям, поведению, обучению системе КПТ, поиску когнитивных искажений (таких как эмоциональное обоснование). Иначе можно сойти с плана терапии и уйти не в ту степь; при правильном планировании эмоциональная компенсация находит свое место с 3 по 5 сессии и дальше);
— возможен случайный уход клиента в психологическую защиту «Рационализация» (решается специалистом, вовремя обнаружившим симптом).
Позже добавлю ссылки на исследования, статистику и литературу, а сейчас перечислю те некоторые проблемы, которые решались с помощью когнитивно-поведенческой терапии у меня в практике:
В некоторых случаях (при той же тяжелой депрессии или хронической усталости) работа должна идти совместно с неврологом или психиатром, так как, сами понимаете, там нужно и медикаментозное лечение.