Психолог онлайн по эмоциям, кризисам и отношениям — Виктор Лиотвейзен
Рефлексия включает в себя активный анализ собственного опыта и действий, который помогает становиться лучше и развиваться. Например, спортсмен может задуматься об ошибках, которые он сделал во время тренировки, и выяснит, как избежать этих ошибок в будущем.
Рефлексия может быть полезной в различных ситуациях, поэтому стоит понять эту концепцию.
Таким образом, в этой статье вы узнаете больше о рефлексии и увидите, как вы можете заниматься этим сами, а также что вы можете сделать, чтобы побудить других к этому.
Примером рефлексивной деятельности является профессиональный спортсмен, который после каждой тренировки думает о том, что он сделал хорошо, что он сделал плохо, почему он сделал то, что делал, и что он может сделать в будущем, чтобы улучшить свои результаты.
Кроме того, примеры рефлексивной деятельности можно увидеть во множестве других областей. Например:
У рефлексии есть много потенциальных преимуществ. К ним, в первую очередь, относятся следующие:
Эти преимущества могут применяться не только к конкретной области, в которой вы рефлексируете, но и к другим областям. Например, если музыкант рефлексирует о том, как он играет на своем инструменте, он может лучше понять свои предпочтения как ученика, что может помочь ему в академической учебе.
Наконец, обратите внимание, что в некоторых случаях рефлексия рассматривается не только как полезная, но и как решающая для достижения целей. Как отмечает Грэм Гиббс в своей книге «Обучение на практике: руководство по методам преподавания и обучения» (1988):
«Недостаточно просто иметь опыт, чтобы учиться. Если не задумываться об этом опыте, его можно быстро забыть или потерять потенциал к обучению. Именно из чувств и мыслей, возникающих в результате рефлексии, можно генерировать обобщения или концепции. И именно обобщения позволяют эффективно решать новые трудности.
Точно так же, если предполагается, что поведение должно быть изменено путем обучения, недостаточно просто изучить новые концепции и разработать новые обобщения. Это обучение необходимо проверить в реальных ситуациях. Учащийся должен установить связь между теорией и действием, планируя это действие, выполняя его, а затем размышляя над ним, соотнося происходящее с теорией».
Подводя итог, можно сказать, что рефлексия дает множество потенциальных преимуществ, включая лучшее понимание причин ваших действий, усиление чувства контроля и повышение эффективности, и эти преимущества могут распространяться на дополнительные области помимо той, которая участвовала в процессе рефлексии.
В широком смысле рефлексивная деятельность включает в себя размышления о том, как вы делаете что-то, и попытки понять, почему вы делаете то, что делаете, и что вы можете сделать лучше (оценочная рефлексивная деятельность). Как таковых, существует много способов рефлексивного обучения, и разные подходы к рефлексии будут лучше работать для разных людей в разных обстоятельствах.
Один из замечательных способов рефлексировать — это задать наводящие вопросы. Например, когда дело доходит до рефлексии в контексте недавнего события, вы можете спросить себя следующее:
Точно так же вы можете рефлексировать с помощью рефлексивного письма, которое также может принимать различные формы, такие как: ответы на наводящие вопросы, создание подробного повествования о недавнем событии или построение диаграммы для анализа своих мыслей. Это может быть полезно, когда дело доходит до улучшения вашей способности рефлексировать, а также дает вам дополнительное преимущество, так как предоставляет вам возможность просмотреть свои оригинальные размышления, особенно если вы собираете свои записи в постоянном месте, например, в журнале рефлексий.
Решая, как заняться рефлексивной деятельностью, очень важно найти конкретные подходы, которые вам лучше всего подходят в вашей конкретной ситуации. Это означает, например, что если вы пытаетесь заниматься рефлексивным письмом, но постоянно обнаруживаете, что мыслить вслух (личностная рефлексия) получается лучше, то это вполне приемлемо. Точно так же обратная связь между коллегами может облегчить профессиональную рефлексию в одном случае, но также может препятствовать ей в другом. Поэтому вам стоит использовать тот или иной подход только в том случае, если обнаружите, что он вам помогает.
Наконец, имейте в виду, что в краткосрочной перспективе, как правило, более времязатратно и трудно заниматься психологической рефлексией, чем действовать без нее, особенно когда дело доходит до рефлексии по мере развития событий, и это может привести к склонности избегать ее. Более того, трудности рефлексии иногда делают ее непрактичной, а это означает, что ее стоит избегать в определенных ситуациях. Однако в тех случаях, когда можно обоснованно погрузиться в рефлексию, это часто оказывается полезным в долгосрочной перспективе как в плане производительности, так и в отношении связанных с этим преимуществ, таких как личностный рост.
Подводя итог, можно сказать, что вы можете рефлексировать по-разному, например, задавая себе наводящие вопросы о своих действиях или написав о своем опыте. Разные подходы к рефлексии будут лучше работать для разных людей в разных обстоятельствах, поэтому вам следует пробовать разные способы, пока не найдете тот, который лучше всего подходит для вас.
В зависимости от вашего временного отношения к событию, о котором вы размышляете, можно выделить три типа рефлексии:
Эти виды рефлексии концептуально схожи, хотя между ними есть некоторые незначительные различия. Например, когда дело доходит до опережающей рефлексии, вам следует полагаться на прогноз будущего опыта, а не на реальный опыт или свои воспоминания о нем, хотя вы можете использовать свой прошлый опыт, чтобы сформировать эти предсказания.
Точно так же, когда дело дойдет до рефлексии в действии, вам, возможно, придется размышлять быстрее и под более сильным давлением, если вы хотите иметь возможность использовать рефлексию для формирования своих действий по мере развития рассматриваемого события.
Вы можете рефлексировать по-разному и в разной степени. Например, когда дело доходит до рефлексии, есть разница между простым вопросом: «Хорошо ли я справился?» и вопросом: «Насколько хорошо я сделал, почему я сделал то, что сделал, и что я могу сделать лучше?»
Эти разные формы рефлексивной деятельности можно рассматривать как отличные друг от друга и на их основе сформировать уровни рефлексии в рамках единой иерархии или континуума. Распространенный пример того, как рефлексия может быть классифицирована на основе этого, — это различие между поверхностной рефлексией и глубокой, где глубокая включает в себя рефлексии разной интенсивности.
С практической точки зрения важнее всего понимание того, что в разных ситуациях вам могут быть полезны разные уровни рефлексии. Например, в некоторых случаях предпочтительна поверхностная рефлексия и простое определение факта, что вы допустили ошибку, в то время как в других случаях предпочтительнее погрузиться в глубокую рефлексию, выяснив, почему вы совершили ошибку, и что вы можете сделать, чтобы избежать ее повторения.
Примечание: для разграничения поверхностной и глубокой рефлексии иногда используются другие термины, такие как неглубокая или внешняя рефлексия (вместо поверхностной рефлексии) и подробная рефлексия (вместо глубокой рефлексии).
В некоторых случаях может быть полезно использовать самодистанцирование, чтобы сделать процесс рефлексии более эффективным. Это может помочь вам лучше понять свои действия, сведя на нет такую проблему, как эгоцентрический уклон, который может препятствовать рефлексии. Чтобы использовать самодистанцирование таким образом, вы можете сделать следующее:
Можно заниматься рефлексией как частью совместной деятельности. Этот тип рефлексии может принимать различные формы, такие как обсуждение вашего опыта с группой других людей или как когда кто-то с опытом задает вам наводящие вопросы, чтобы помочь вам в размышлениях.
Совместная рефлексия имеет как потенциальные преимущества, так и недостатки. Например, совместная рефлексия в составе группы может помочь людям выявить в своих действиях больше проблем (например, при депрессии), чем они могли бы определить самостоятельно, в результате того, что они получили большее количество точек зрения. Однако в то же время такой подход может сделать процесс рефлексии более напряженным для застенчивых людей.
Соответственно, важно учитывать потенциальные преимущества и недостатки различных подходов при принятии решения о том, следует ли использовать совместную рефлексию в ваших конкретных обстоятельствах, и если да, то каким образом.
Примечание: феномен, связанный с совместной рефлексией, — это эффект протеже, психологический феномен, когда обучение, игра в учителя или подготовка к передаче информации другим помогает человеку усвоить эту информацию. В частности, эффект протеже означает, что помощь другим в рефлексии может улучшить вашу собственную способность к ней, а также может помочь вам в изучении других вещей.
Чтобы побудить других к рефлексии, вы можете начать со следующего:
При этом можно руководствоваться материалом, приведенным в предыдущих разделах этой статьи, о том, как самому заниматься рефлексией. Как только вы это сделаете, вы сможете создать среду, способствующую рефлексии, и помочь людям вовлечься в нее, не забывая при этом, что разные люди выиграют от разных подходов к рефлексии. Например, некоторым людям может быть выгодно, если кто-то пройдет с ними через каждый этап цикла рефлексии, в то время как для других будет больше пользы, если им просто покажут, как работает рефлексия, а затем предоставят возможность практиковать её самостоятельно.
В качестве альтернативы вы также можете использовать более глубокий подход к рефлексии, направляя людей через размышления без полного объяснения концепции.
Наконец, обратите внимание, что чаще всего вам следует избегать форсирования процесса рефлексии или принуждения людей «признаться» в том, что они сделали неправильно, поскольку это может привести к неэффективной рефлексии, а также к различным другим проблемам. Например, когда люди знают, что их будут оценивать на основе их ответов в процессе рефлексии, они могут ответить нечестно и стратегически, дав ответы, которые, по их мнению, оценивающий их человек хочет услышать от них. Точно так же этот вид вынужденной рефлексии может привести к такой проблеме, как усиление стресса, а также к усилению враждебности по отношению к процессу рефлексии и людям, которые им руководят.
Соответственно, в тех случаях, когда это возможно и полезно, вам следует позволить людям оставить свои размышления конфиденциальными. Кроме того, вам также следует избегать строгих шаблонов рефлексии в тех случаях, когда это контрпродуктивно, и вместо этого позволять людям участвовать в этом процессе так, как им удобнее.
Две концепции, которые часто обсуждаются в рамках рефлексии, — это рефлексивность и критическая рефлексия:
Кроме того, еще одна тесно связанная концепция — рефлексивное обучение, которое включает в себя активный мониторинг ваших знаний, способностей и успеваемости в процессе обучения и их оценку с целью поиска способов улучшения уровня усвоения знаний.
Термины «рефлексия» и «рефлексивное обучение» относятся к схожим концепциям, и, поскольку их определения варьируются и даже частично совпадают в определенных источниках, они иногда используются как взаимозаменяемые, и различия между ними следует рассматривать с осторожностью.
Тем не менее, один из примечательных способов провести грань различия между ними — сказать, что люди участвуют в рефлексивном обучении в отношении событий, где обучение является основной целью, и в рефлексии в отношении событий, где обучение не является главной целью. Например, студент, обучающийся на профессию медбрата, может заниматься рефлексивным обучением, когда учится выполнять определенную процедуру, тогда как опытная медсестра может рефлексировать, выполняя ту же процедуру как часть своей повседневной жизни.
В качестве альтернативы можно рассматривать рефлексивное обучение как достаточно известный тип рефлексивной деятельности, который, в частности, направлен на улучшение процесса обучения.
Подводя итог, можно сказать, что существует неопределенность в отношении различия между рефлексией и рефлексивным обучением, и эти термины иногда используются как синонимы. Однако возможные различия между этими терминами, как правило, не важны с практической точки зрения, поскольку они с малой долей вероятности повлияют на то, как лежащие в основе концепции реализуются на практике.